Публичный доклад заведующей
МКДОУ детского сада общеразвивающего вида «Колосок»
Общая характеристика
образовательного учреждения
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Колосок» функционирует с 1992 года. Здание детского сада построено по проекту, двухэтажное, светлое, центральное отопление, вода, канализация, сантехническое оборудование в удовлетворительном состоянии. Групповые комнаты и спальные комнаты отделены друг от друга. Каждая группа имеет свой вход. Имеются музыкальный зал, методический кабинет, комната русского быта.
Кухня-пищеблок расположена ан первом этаже (заготовочная и варочная). Кухня обеспечена необходимыми наборами оборудования (бытовой холодильник двухкамерный — 1 шт., морозильная камера — 1 шт., электроплита — 2 шт, электрические мясорубки — 2 шт, электрический водонагреватель — 1 шт.
Прачечная оборудована стиральной машиной с автоматическим управлением и электрическим водонагревателем.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Колосок» расположен по адресу: 397463, Воронежская область, Таловский район, поселок 2-го участка Института им.Докучаева, квартал 5, дом 85.
Телефон 8 - 47352-4-54-67
Сайт: www.potapova-kolosok.narod.ru
На территории дошкольного учреждения находится оборудованная спортивная площадка. Каждая возрастная группа имеет свой участок для игр и прогулок с разнообразным оборудованием. Большая территория, благоустроенная силами родителей и педагогов (ракеты, качели, домики, столы и скамеечки и т.д.) позволяют развивать физические качества наших воспитанников. Территория детского сада озеленена насаждениями по всей территории. На территории учреждения имеются различные виды деревьев и кустарников, газоны, клумбы и цветники. Силами сотрудников и родителей посажен огород.
Вблизи детского сада расположены: Дом культуры, Научно-исследовательский институт, Каменностепная школа, библиотека.
Состав обучающихся
В дошкольном учреждении функционирует 4 группы:
группа раннего возраста – 1 группа,
2-я младшая - 1 группа,
средняя - 1 группа,
старшая — 1 группа
Предельная численность контингента по МКДОУ детский сад «Колосок» составляет 80 человек.
ДОУ работает в режиме 5 — дневной рабочей недели, 10 часовой режим работы с 07.30 до 17.30 часов.
Наличие и комплектование групп соответствует лицензионному нормативу, переукомплектованности нет.
Структура управления образовательного учреждения
Учредитель Учреждения – Таловский муниципальный район Воронежской области (далее по тексту - Учредитель)
Собственник имущества Учреждения - администрация Таловского
муниципального района Воронежской области.
Юридический адрес Учредителя: Адрес:397480, Воронежская область,
р.п. Таловая, ул. Советская, 132; телефон: 2-17-01.
Организационно-правовая форма Учреждения – муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение.
Учреждение является юридическим лицом, которое вправе заключать договоры от своего имени, приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, устанавливать связи с предприятиями, учреждениями области.
Учреждение имеет круглую печать со своим наименованием, печать с изображением Государственного герба Российской Федерации, штамп, вывеску.
Право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, установленных законодательством РФ, возникают у Учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
Дошкольное образовательное учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке установленном законом РФ «Об образовании».
Свидетельство о государственной аккредитации, выдаваемое Учреждению, подтверждает его статус, уровень реализуемых им образовательных программ, категорию Учреждения.
Ресурсное обеспечение
образовательного процесса
· Материально-техническая база:
для реализации образовательного процесса в ДОУ имеются:
необходимые помещения (отдельные групповые помещения, музыкальный зал, игротека, библиотека, методический кабинет), учебно-методические пособия.
В дошкольном учреждении имеется современная информационно–техническая база: электронная почта, Интернет, технические средства обучения, музыкальный центр, фотоаппарат, копировальная техника. Оборудование имеется в достаточном количестве.
· Кадровое обеспечение: На протяжении учебного года дошкольное учреждение укомплектовано кадрами:
С высшим образованием – 4 педагога
С незаконченным высшим — 1 педагог
Со средним специальным – 2 педагога
Средним образованием – нет
Из них имеют:
1 квалификационную категорию 3 педагога
2 квалификационную категорию 2 педагога
7-11 разряды 2 педагога
Из них:
1 педагог награжден нагрудным знаком «Почетный работник общего образования РФ»
В дошкольном учреждении работают специалисты:
Музыкальный руководитель – 1 человек.
Описание учебного плана и режима обучения
В своей деятельности государственное образовательное детский сад руководствуется:
· Законом «Об образовании»;
·Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
· Санитарными Правилами» от 2010г
· Концепией по дошкольному воспитанию -1989г.
·Федеральными Государственными Требованиями к структуре общеобразовательной программе дошкольного образования.
·Законодательством РФ и Воронежской области, нормативными правовыми актами органов управления образованием.
Целью дошкольного учреждения является всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, обеспечение готовности к школьному обучению
Программы, реализуемые в МКДОУ детском саду «Колосок»
Образовательная программа ДОУ охватывает все основные моменты жизнедеятельности детей. Особое внимание уделяется взаимодействию с семьей. Педагогический процесс детского сада строится на основе программы «Программа воспитания и обучения в детском саду » под редакцией М.А.Васильевой . Москва, «Мозаика - Синтез» 2010 год.
В дошкольном учреждении были проведены следующие мероприятия: Дни открытых дверей /ноябрь, апрель/.
Организованы консультации для родителей:
· «Адаптация детей к условиям детского сада»,
· «Спортивный уголок дома»,
· «Как правильно заниматься физическими упражнениями дома»,
· «Физическая готовность ребенка к школе»,
· «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»,
· «Как готовить ребенка к школе»
Педагоги детского сада подготовили информационные стенды: «Бодрость с самого утра», «Растем здоровыми», «Как правильно закалять ребенка».
Организовали родительские встречи в группах: Темы «О здоровье всерьез», «Скоро в школу», «Один день из жизни детского сада», «На зарядку становись» и др.
Подготовили фотовыставки «Зимние забавы», «Как я провел лето».
Для родителей в каждой группе была организована выставка литературы: «Подвижные игры детей на прогулке». В старшей группе был проведен спортивный досуг "Папа, Мама, я - спортивная семья".
Результаты образовательной деятельности
Важными результатами деятельности дошкольного учреждения можно считать следующие показатели: содержание работы, хороший кадровый потенциал, благоприятная предметно-развивающая среда и материально-техническое оснащение, позволяющее вести работу в учреждении, повышающую госстандартный уровень.
Хороших результатов добились педагоги по реализации программы «Программа воспитания и обучения детей». Хорошими традициями стало проведение мероприятий:
· Игры в гости к нам,
· Тематические родительские встречи,
· Дни открытых дверей.
В 2012 учебном году коллективом дошкольного учреждения была разработана примерная основная общеобразовательная программа детского сада, составленная с учетом ФГТ. Ежемесячно были проведены консультации для педагогов.
В 2011 – 2012 учебном году коллективом дошкольного образовательного учреждения решались следующие задачи:
1. Создавать условия для охраны жизни и укрепления здоровья. Создавать условия, способствующие развитию двигательной активности. Предупреждать утомление детей. В режимных процессах формировать простейшие навыки самостоятельности, опрятности, аккуратности.
2. Приобщать детей к истории и культуре родного края. Заинтересовать детей историей их семей, детског сада, поселка. Знакомить с русскими народными традициями, прививать любовь и уважение к ним.
Проведём анализ реализации первой годовой задачи и её развитие в плане работы учреждения на 2011– 2012 учебный год. Для решения задачи была создана временная творческая группа в составе заведующей ДОУ, медсестры и воспитателей. Предметом деятельности группы явились анализ заболеваемости дошкольников, организация закаливающих процедур в группах дошкольного и раннего возраста, организация режимных моментов и оздоровительная работа с дошкольниками («Организация и проведение оздоровительной работы», «Двигательный режим», «Нетрадиционные формы закаливания»). Материалы деятельности творческой группы обсуждались на итоговом педсовете. Было принято решение, продолжить начатую работу в 2012 – 2013 учебном году.
Физкультурно-оздоровительный комплекс детского сада включает физкультурный зал, спортивно-игровую площадку. Система оздоровительных процедур в специальных помещениях со специалистами: кварцевание групп, витаминизация блюд. Созданы условия для проведения мероприятий, направленных на обеспечения двигательного режима и использование здоровьесберегающих технологий. Данные мероприятия дают положительные результаты, снижается заболеваемость детей.
Формирование здорового образа жизни дошкольников по-прежнему остается одной из важнейших задач, которая связана с освоением ребенком гигиенической культуры, приобщением к определенным правилам, нормам, предостережением и требованиям, привития привычки к занятиям физкультурой и спортом. Большую роль в решении этой задачи играют воспитатели всех возрастных групп.
Для полноценного физического развития детей, реализации потребности в движении, в нашем учреждении созданы и продолжают создаваться определенные условия. Ежедневно во всех возрастных группах предусмотрено несколько форм физического воспитания детей: утренняя гимнастика на воздухе или в зале, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, закаливающие процедуры, занятия физкультурой, что позволяет обеспечить необходимую двигательную активность детей в течение всего дня, рационально распределить интеллектуальную нагрузку дошкольников.
Существенное место в планировании физкультурно-оздоровительной работы педагогический коллектив отводит проведению различных форм активного отдыха: дни здоровья, спортивные праздники и т.п. Так в этом учебном году воспитатели нашего сада разработали план мероприятий по приобщению детей к здоровому образу жизни; стимулированию активности познавательной, коммуникативной, игровой деятельности; обеспечение эмоционального благополучия. Также для решения данной задачи были проведены консультации для воспитателей «Как сохранить здоровье детей», «Профилактика гриппа», «Адаптация детей к условиям детского сада», а также консультации для родителей «Психические особенности развития ребенка-дошкольника», «Психологические взаимоотношения взрослого и ребенка».
Систематические медико-педагогические наблюдения позволили устранить недостатки в организации условий для жизнедеятельности детей, не допускать утомления детей, выявлять отклонения в здоровье детей и наметить наиболее эффективные оздоровительные и профилактические мероприятия.
Вторая задача была взята педагогами неслучайно, вопрос патриотизма и гражданственнности в наше время очень актуален. с чего должна начинаться работа по формированию патриотизма у детей? как сделать, чтобы дети любили свою страну, переживали за нее, чтобы слова "Родина", "страна", "патриот" стали более понятны дошкольникам?
Педагоги используют различные формы воспитания патриотических чувств у детей:
- беседы о Родине и истории своего народа;
- беседы о природе;
- чтение художественной литературы на патриотические темы;
- составление семейных альбомов и организация выставки рисунков на тему "Моя семья";
- разучивание песен и стихов о Родине, об Отчизне;
- знакомство с геральдикой;
- целенапраленные игры и личный пример воспитателей и родителей;
В помощь воспитателям в методическом кабинете создана небольшая детская библиотека, оформлена подписка на педагогическую литературу.
Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников - неотъемлемая составляющая общей культуры государства. воспитание гражданина - это многогранный процесс, включающий в себя решние целого комплекса задач, над которыми в нашем детском саду успешно работают воспитатели Ступицкая Е.А., Никонорова А.В. - это воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду,родной улице и поселку, формирование чувства хозяина-человека, бережно относящегося к родной природе и ко всему живому, человека, который гордится достижениями родной страны, любит трудиться сам и ценит труд других людей, с уважением относитья к традициям своего народа. Поэтому, в результате систематической и направленной воспитательной работы у детей старшей группы уже сформированы элементы гражданственности. Дети понимают, что такое обязанности (надо) и права (можно).
Опыт показывает, уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать в какой стране он живет, чем она отличается от других стран.
Ознакомление с важнейшими государственными символами - гербом и флагом нашей страны - традиционно вхоит в планы педагогов ДОУ по патриотическому воспитанию, начиная с младшей группы. Поэтому работу по ознакомлению жетей с символами нашей страны педагоги начинали с опорой на эстетическую сторону и на их связь с фольклором. Яркость и красота герба помогают сформировать положительное отношение к ним.
Большая работа в воспитании патриотических чувств у дошкольников проводится с родителями, ибо воспитание человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, итерес к духовному началу нашей жизни тоже должен начинаться в семье.
Но условий для этого сегодня, к сожалению мало. и дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья - это замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт.
Любовь между родителями и детьми дана самой природой. В семье нет двух миров - взрослого и детского, есть один мир - семья.
В работе с детьми по воспитанию нравственно-патриотических чувств большое внимание следует уделять играм детей в "семью", котроые воспитывают в них чувство родительской ответственности.
Так, впитывая с детских лет исторические русские традиции, народный дух, наши воспитанники не утрачивают связь с историей прошлых лет, с орнями своего Отечества.
Коллектив детского сада поддерживает связь с сотрудниками НИИ им.Докучаева. Они - частые гости в музее Института, где Александра Ивановна Пащенко проводит интересные экскурсии по музею, показывает видеофильмы о родном крае.
Большой интерес у детей вызывают произведения наших поэтов-земляков: С.В.Орчиковой, И.Ф.Гапонова, В.М.кириченко и др. они пишут о Каменной Степи, ее красоте и неповторимости. в своей аботе педагоги используют также устное народное творчество, слайды и иллюстарции о природе, организуют выставки поделок из природного материала, книг и фотографий о природе родного края.
Приобщая детей к истории русской культуры, педагоги ДОУ собрали уникальный материал из предметов русской старины и открыли музей "Русская изба".
Родина. Отечество. Отчизна. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Спросите у друзей и родных, что такое Родина, и вы получите разные ответы. Одни скажут, что родина - место, где человек родился, вторые скажут, что это отчий дом, где были сделаны первые шаги и сказано первое слово, третьи скажут, что Родина начинается с близких нам людей - мамы и папы, братьев и сестер, родственников и друзей. Какой бы ни была наша Родина, где бы мы не находились, она всегда будет нам дорога и близка. По определению одного из глубочайших знатоков русской культурной традиции В.И.Даля "патриот - любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб".
Таким образом, в течение учебного года были выполнены все намеченные мероприятия. Работа по решению данной задачи выполнена на оптимальном уровне.
Нельзя не сказать о важности развития речи, третьей задачи ДОУ. Для занятий с детьми педагоги отбирают литературные произведения по степени их доступности для данного возраста, по нравственным и литературно-художественным качествам, а также придают большое значение расширению словарного запаса детей путем объяснения им незнакомых слов, их происхождени (этимологии) и исторического значения.
В своей работе по развитию речи детей педагоги учат детей придумывать новые слова, сочинять сказки, рассказы, делать к своим произведениям иллюстрации - занятия очень увлекательные, творческие. Поэтому все ребята подходят к его выполнению ответственно, но в то же время с большим интересом.
Такие задания в нашей практике помогают развивать речь ребенка, воображение, учат его творить. С каждым новым рассказом, сказкой они более точно выстраивают фразы, совершенствуя грамматический строй.
Анализ работы педагогического коллектива ДОУ по развитию речи показал, что в процессе регулярного систематического проведения индивидуальных и фронтальных занятий, использование разнообразных методови способов, расширяются и углубляются знания об окружающем, происходит развитие связной речи. В целом уровень речевого развития детей стабилен, что подтверждают результаты диагностики.
Развивающая предметная среда в ДОУ построена и используется педагогами и детьми с целью установления необходимого баланса между образовательной деятельностью, самостоятельной игрой и творческими видами продуктивной деятельности.
В учреждении с сентября 2010 г. по август 2011 г. были созданы оптимальные условия для обеспечения всестороннего обучения и всопитания детей дошкольного возраста.
В детском саду проводилось несколько выставок рисунков: "Как я провел лето", "Зимушка хрустальная", "Наши замечательные папы", "Ко дню Земли", фотовыставки: "Краски осени", "Новогодние и Рождественские праздники", "Мамины помощники", выставка поделок из природного материала.
Подводя итоги за 2010-2011 учебный год по реализации годовых задач, было принято решение продолжить деятельность педагогического коллектива, направленную на поиск новых приемов:
- В физкультурно-оздоровительной работе.
- Совершенствовать систему психолого - педагогической поддержки родителей, влияющей на качество семейного воспитания, гармонизация детско-родительских отношений
В сентябре 2011 года педагоги вместе с медсестрой детского сада провели диагностику состояния здоровья и физического развития детей. Специалисты детского сада в течение учебного года разрабатывали комплексную систему физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
Для повышения квалификации педагогов были проведены следующие консультации:
1. «Как сохранить здоровье детей»
2. «Режим дня - залог нормального развития ребенка"
3. «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах»
4. «Обеспечение безопасности на воде»
5. «Организация питания детей»
Также были организованы семинары- практикумы:
1. «Бодрость с самого утра»
2. «Спортивный уголок дома»
3. «Как правильно заниматься физическими упражнениями дома»
4. «Подвижные игры детей на прогулке зимой»
В ноябре 2011 года был проведен совет педагогов по теме: «Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах физического воспитания и здоровьесбережения детей дошкольного возраста».
В каждой группе детского сада прошли родительские встречи «Растем здоровыми. Что мы знаем о здоровье?». Во всех группах пополнялись познавательным материалом информационные стенды для родителей, систематически обновлялись материалы папки «Расти здоровым, малыш!», проводились консультации для родителей по оздоровлению и физическому воспитанию детей.
В каждой группе детского сада информация для родителей оформлена на современном уровне, в каждой группе созданы стенды по приобщению детей к здоровому образу жизни.
Педагоги детского сада осуществляют дифференцированный отбор видов закаливания:
· Упражнения после сна
· Пробежка по ребристой дорожке
· Полоскание рта
· Дыхательная гимнастика
· Релаксационные упражнения под музыку
· Хождение босиком (в теплый период года)
Такие мероприятия способствуют снижению заболеваемости детей, лучшему физическому развитию детского организма.
Воспитатели групп раннего возраста уделяли большое внимание созданию условий для двигательной активности детей. В группах обновилось стандартное спортивное оборудование. Своими руками педагоги и родители сделали нестандартные пособия (массажные коврики, мягкие кольца, косички и др.)
Меры по охране и укреплению здоровья дошкольников
Анализ медико-социальных условий пребывания детей в учреждении показывает, что медицинское обслуживание детей в ДОУ строится на основе нормативных документов. Медицинское обслуживание детей осуществляется медицинской сестрой. Для оздоровления детей используются общий кварц, бактерицидные облучатели для очистки воздуха.
Общее санитарно-гигиеническое состояние дошкольного учреждения соответствует требованиям Госсанэпиднадзора: питьевой, световой и воздушный режимы соответствуют нормам.
Сбор информации и наблюдения за каждым ребенком помогают установить динамику психологических и эмоциональных качеств детей. По мере необходимости устанавливаются щадящий режим, закаливание. Такие мероприятия способствуют снижению заболеваемости.
Ежемесячно медицинской сестрой проводился анализ посещаемости и заболеваемости детей. Результаты анализа и возможные причины заболеваний обсуждались на педагогических часах с воспитателями, принимались меры по устранению выявленных причин заболеваемости.
Медико-педагогический коллектив дошкольного учреждения в течение года уделял должное внимание закаливающим процедурам, так как закаливание организма ребенка повышает его устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды. Закаливающие процедуры проводились воспитателями групп в течение всего года с постепенным усложнением их характера.
В ДОУ осуществлялся дифференцированный отбор видов закаливания:
· упражнения после сна (в постели);
· ходьба по «пуговичному» коврику;
· ходьба по сырому полотенцу (летом);
· полоскание рта;
· дыхательная гимнастика;
· переступание из таза с холодной водой в таз с теплой водой (летом);
· хождение босиком (летом).
Комплекс оздоровительных мероприятий, помимо укрепления и развития опорно-двигательного аппарата ребенка, способствует улучшению крово—и лимфообращения, углублению дыхания, улучшению вентиляции легких, работы органов пищеварения и выделения, обмена веществ. Все это благоприятно влияет на рост и развитие детского организма.
Организация питания
Основным принципом питания дошкольников служит максимальное разнообразие их пищевых рационов. Дети обеспечиваются всеми необходимыми пищевыми веществами.
С 1 января 2008 г. питание в образовательном учреждении производится согласно Приказу № 920 «О введении в действие типового рациона для детей от 1,5 до 3-х лет и от 3-х до 7 лет в государственных образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы дошкольного образования» от 21.11.2007 г. В меню воспитанников детского сада включено 4 приема пищи: завтрак: чередуются молочные каши, зерновые завтраки, омлет, творожный пудинг; 2 завтрак: витаминизированный напиток или натуральный сок;
обед: салат, первое блюдо, второе блюдо, напиток;
уплотненный полдник.
Меню разработано таким образом, чтобы на эти 4 приема пищи приходилось основное количество продуктов с высокой пищевой и биологической ценностью. Кроме того, меню включает специально разработанные рекомендованные рационы для ужина, руководствуясь которыми, родители смогут обеспечить полезное, полноценное питание своему ребенку в домашних условиях. Качество привозимых продуктов и приготовленных блюд контролируется специально созданной комиссией, в состав которой входят медицинские и педагогические работники учреждения, а также председатель профсоюзного комитета детского сада.